Фолк-музыкант Сергей Старостин

5 ноября 2015

«Чтобы услышать истину, надо очистить себя»

Сергей Старостин – выдающийся музыкант, вокалист, собиратель народной музыки, владеющий почти всеми народными инструментами, единственный российский лауреат премии World musik BBC в области этнической музыки. С 2006 года он ведет передачу на телеканале «Культура» о музыке разных народов мира «Странствия музыканта». Знатоки современной и старинной фольклорной музыки уверены: если бы существовал некий аналог Нобелевской премии по русскому фольклору, то ее первым лауреатом, без сомнений, должен бы был стать Сергей Старостин. Этот известнейший фольклорист, вокалист и мультиинструменталист имеет безоговорочный авторитет в среде критиков, слушателей и специалистов. Его исполнительское мастерство неоднократно проверено масштабными зарубежными гастролями и специальными концертными проектами, в которых участвуют такие выдающиеся российские музыканты, как Сергей Котов, Леонид Федоровно и другие. Но, пожалуй, особое значение для творчества имеет его устремленность к духовным высотам, духовным истокам русской культуры, в основе которой всегда преобладали христианские мотивы. Мы побеседовали с музыкантом в один из приездов в Нижний Новгород.

– Вы часто говорите о близости русской народной культуры и православия…

– Наша национальная культура и православие, на мой взгляд, в течение веков развивались в одном направлении. Более того, русское народное творчество стало благодатной почвой для православной веры. Народная песня – это вообще-то молитвенный подвиг, практически ежедневный, только подвиг не монаха, а мирянина. Потому что каждая из песен, существующих в традиции, наполнена гуманным смыслом. В ней содержится все, что нужно человеку для жизни. Неизъяснимое устремление человека к красоте, созиданию, так сильно проявляющееся в молитве и труде, концентрируется и в традиционной песне. Из песенных сюжетов можно сложить подлинно народную историю, которую полезно знать каждому человеку. Песня – это одно из самых ценных на сегодняшний день качеств человека, которое позволяет ему осознать себя принадлежащим к огромной мегавековой культуре таких же, как он, людей, живших задолго до него.

– Как повлияло на ваше творчество знакомство с русским фольклором?

– Народная музыка, с которой я познакомился в своих первых экспедициях, открыла для меня другую сторону музыкального искусства – за пределами музыкальной грамоты. У народной музыки своя философия и свой особый язык, которые целиком захватили меня и заставили предпочесть классике русский фольклор. Я не могу сказать, что охватил экспедициями всю Россию. Я объехал почти всю европейскую часть страны, но больше всего меня привлекали Тверская, Калужская, Смоленская и Курская области. Встреча с народной культурой отчасти поменяла мое мировоззрение. Эта культура являлась основой жизни, на протяжении столетий всегда у народа черпали самые разные знания. Не случайно есть такие понятия, как народная медицина, народная педагогика, народная мудрость, народный календарь, основанный на законах природы. Есть и народная музыка. Еще Глинка говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, лишь ее аранжируем».

– В чем, на ваш взгляд, заключается христианская сущность русского народного искусства?

– Возьмите любую народную песню, она несет в себе все представления о мире¸ весь порядок мироздания: как должен быть устроен мир и человек, как должны складываться их взаимоотношения, и это абсолютно перекликается с христианством. У меня есть специальная, посвященная этому программа, которая называется «О добре и зле». В этих песнях есть все, что необходимо для правильного формирования души человека, чтобы он знал, какие подводные камни ждут его на жизненном пути. Важно оберегать подрастающее поколение от возможных катастроф, прививая ему любовь к исконной русской песне.

– Но именно это в нашей современной жизни практически отсутствует.

– Да, действительно. Я много езжу, путешествую, играю на фестивалях и концертах в разных странах и имею возможность сравнивать ситуацию в России и за ее пределами. К сожалению, у нас жутко замусоривается культурное пространство. Один из вопросов, которые меня мучают, – где поставить тот кордон, который хоть как-то мешал бы проникновению свиной чумы и свиного гриппа в культуре, чтобы люди не становились животными? Сколько можно оскотинивать собственный народ? В эфире – тотальное засилье однотипного, безлико звучащего продукта. Бесконечное прокручивание однообразных мелодий засоряет пространство вокруг нас. Для того чтобы услышать истину, надо очистить себя – начиная с души… В музыке много ценного, но это зачастую проходит мимо человека, мимо его жизни по многим причинам. Зачастую человек сам обрекает себя на потребление суррогатных музыкальных продуктов. Правда, в последнее время в московских клубах появились фольклорные дискотеки с участием традиционных музыкантов. Их ведут люди, прекрасно знающие народную хореографию и способные научить любого двигаться в традиционном танце. Они вызывают большой интерес у самой разной публики.

– А что вы можете сказать о тех солистах и коллективах, которые работают в области популярной музыки, исполняя «народный» репертуар?

– У нас огромное количество коллективов, которые называются фольклорными или народными, но большинство из них никакого отношения к настоящей народной культуре не имеет. Это самодеятельная культура, созданная специально по заказу государственной системы в Советском Союзе, с целой плеядой композиторов и поэтов, пишущих «под народ». В свое время это была духовная диверсия, но поскольку народ ее отчасти принял, образовалось два параллельных потока этой культуры. Но совершенно очевидно, что, как бы мы ни пытались под что-то подстраиваться или что-то имитировать, рано или поздно, последующими поколениями эти попытки будут признаны фальшью, их отторгнут. Можно долго обманывать людей, мутить неокрепшее сознание подростков пошлыми творениями псевдокультуры, но однажды думающий молодой человек скажет: «Стоп, хватит, мне это неинтересно». Мы должны найти правду в собственных корнях, взять ее бережно в руки и нести с собой дальше, заряжая этим других людей. Мы, конечно, не можем сделать это всенародно, но пытаемся возрождать исконную русскую культуру общинно, хотя бы несколько раз в год встречаться с единомышленниками в сельской атмосфере, погружать своих детей в состояние радости общения со светлым искусством, каковым является народная музыка, церковная, духовная. И, слава Богу, нам это удается.

Беседовала Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия