Пианист Денис Мацуев

26 мая 2015

«Музыка – самый гениальный язык мира»

26 мая в Нижегородской филармонии состоялся один из заключительных концертов сезона 2014–2015 года, на котором выступил всемирно известный музыкант Денис Мацуев с программой, посвященной юбилею Чайковского. Он выступает в Нижнем каждый год, и нижегородская публика давно привыкла к этим регулярным визитам как к само собой разумеющимся. Все знают заранее, что будет аншлаг, с энтузиазмом аплодируют артисту в финале и ощущают праздник «здесь и сейчас». Но то, что было на последнем нижегородском концерте Мацуева, можно назвать невероятным ураганным триумфом. Спокойно и лирично отыграв в первом отделении «Времена года», во втором пианист, вместе с оркестром, превзошел, казалось, все человеческие возможности, гениально, с царственной виртуозностью небожителя, исполнив 1-й фортепианный концерт гения-композитора. Так что обычно скупая на цветы нижегородская публика завалила музыканта букетами.

На пресс-конференции перед концертом директор филармонии Ольга Томина, отвечая на вопрос, случайным или запланированным было такое, мацуевское, закрытие сезона, призналась, что счастливой случайностью оказалось то, что пианист когда-то ребенком попал в Нижний Новгород и полюбил его. «Сейчас у него были совершенно безумные перегрузки: прилетев из Казахстана и немного отдохнув, он прибежал репетировать и нашел время встретиться с журналистами, – сказала она. – Как все гении, он не знает ни времени, ни усталости. Но это, конечно, было запланировано, так же как и его участие в будущем Сахаровском фестивале».

На этой же пресс-конференции Денис Мацуев ответил на вопросы журналистов.

– Расскажите, что для вас значит творчество Чайковского и насколько просто вам дались его сочинения?

– В связи со 175-летним юбилеем Петра Ильича мы в этом месяце очень много играем его произведения. Вообще мы постоянно его играем, но в этом месяце особенно. В частности, сыграли цикл всех его концертов с Валерием Гергиевым, – может быть, кто-то видел прямые трансляции по каналам «Медичи» и «Культура». Для меня это одно из самых любимых, теплых чувств, когда я выхожу играть любую музыку Чайковского. Сегодня мы будем играть, наверное, самые популярные его произведения: цикл «Времена года» и 1-й фортепианный концерт с оркестром. После репетиции мы с маэстро Скульским, дирижером окестра, общались и говорили, что, несмотря на безумную популярность в мире этого концерта, его исполнение каждый раз происходит как заново. Несмотря на то что он сотни раз сыгран, каждый раз это всегда испытание, каждый раз для меня это всегда как абсолютно новое произведение. Я получаю от этого особую интригу – от любого выхода на сцену, когда играю этот концерт. В то же время это самый сложный концерт для фортепиано с оркестром, как в ансамбле, так и физически. И это, конечно же, уникальная музыка, уникальная меланхолия, уникальный праздник. Знаете, в Японии этот концерт звучит отовсюду, начиная от лифта и заканчивая вокзалом, аэропортом. Японцы считают его чуть ли не национальным гимном. Мы также, естественно, отдаем дань нашему великому гению. Мне удалось побывать в этом месяце и в Воткинске, и в Клину, сыграть на его роялях. Поразил удивительно сохраненный клинский музей Чайковского, удивительные люди, которые там все оберегают, а также новый фестиваль, который там появился, с яркой афишей, с фантастическими именами. Но самое главное то, что в июне Чайковского не станут меньше играть. Это самый часто исполняемый русский композитор. Каждый день в мире где-то играется Чайковский, в любой точке света. Это наша гордость, наше достояние, наш бренд, как сейчас говорят. Наше любимое состояние – чувство гениальной музыки Чайковского. Очень здорово, что закрытие сезона в Нижегородской филармонии совпало с гала-Чайковский. Наш концерт – необычное сочетание: первое отделение будет сольное, второе – с оркестром. Мы всегда стараемся подойти креативно к программам, и не скрою, что это предложение маэстро Скульского.

– Рады ли вы быть в Нижнем Новгороде?

– Ну как же можно этому не радоваться? Сегодня здесь прекрасная погода, гениальная набережная, много источников вдохновения. Знаете, я всегда здесь получаю вдохновение! Несмотря на то что май очень сильно обычно загружен. Сегодня будет 22-й концерт за этот месяц. Еще вчера я был в Казахстане – у меня закончился тур с удивительным оркестром «Вена – Берлин», состоящим из музыкантов Венского и Берлинского филармонических оркестров. Мы вместе проехали по многим городам. Это очень здорово, когда в наших регионах выступают музыканты такого класса, таких оркестров, ведь мероприятий такого уровня у нас еще не было. Я считаю, что сейчас тот момент, когда классическая музыка служит некой терапевтической помощью для всех. У искусства не бывает ни границ, ни национальностей, – когда венцы или берлинцы выходят играть Чайковского или Шостаковича, это очередной раз подтверждается. Знаете, есть такой штамп, что если немцы приезжают в другие страны, то они обязательно должны играть Брамса, Моцарта или Бетховена. А если русские музыканты выступают на Западе, то они непременно должны исполнить Чайковского или Рахманинова. Это неправда, это неправильное такое клише, которое высокопрофессиональные коллективы как раз развенчивают. Когда Гергиев играет на Западе цикл Вагнера «Кольцо Нибелунгов» или симфонии Малера, я думаю, это здорово. Мы, музыканты, говорим на самом, наверное, гениальном языке мира – музыкальном языке. Так что я всех поздравляю с закрытием сезона в филармонии. Для меня каждый приезд в Нижний Новгород происходит в каком-то безумном темпоритме, но приятном движении, потому что, в частности, Ольга Николаевна – перпетуум мобиле нижегородской культуры.

– Денис, вам довелось играть на роялях гениальных композиторов – Чайковского, Рахманинова. Чем они похожи, чем отличаются? Какие чувства вы испытываете, играя на этих инструментах?

– Знаете, сегодня западные музыканты, в том числе и оркестра «Вена – Берлин», играют на инструментах «Страдивари» и «Гварнери» стоимостью как минимум миллионов двести евро. Все мы прекрасно знаем, что скрипки с годами становятся только лучше, их звук совершенствуется, а с роялями – другая ситуация. Но, как выясняется, с роялями гениев ничего плохого не случается, они становятся только лучше. Мне довелось играть и записывать произведения Рахманинова на его рояле в Сенаре, на рояле Листа в Будапеште, рояле Грига в Бергене, – рояль Чайковского в Клину просто в удивительном состоянии, он до сих пор поет! Я никогда не забуду ту знаменитую встречу, которую смотрел, естественно, в записи, когда Владимир Горовиц приехал в Клин и они встретились там с Михаилом Плетневым и играли друг другу, – и тогда этот рояль звучал! Я это почувствовал, когда прикоснулся к нему. Во-первых, он в хорошем состоянии, поскольку за ним следят. И, помимо всего этого, ты попадаешь в особую ауру, когда понимаешь, что к этому роялю прикасались гениальные руки.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия