Новости37за

Иверскому Выксунскому монастырю – 150 лет

9 февраля 2015

Главным распространителем монашеских традиций в русской истории явился преподобный Сергий Радонежский, чей духовный вклад в развитие Русского государства и, в частности, его духовной основы оказался столь велик, что святого по праву называли «игуменом всея Руси». Этот вклад проявился и в том, что из знаменитой основанной им Свято-Троицкой лавры на протяжении столетий выходило много подвижников, которые создавали монастыри на бескрайних просторах северо-восточной Руси и тем самым послужили делу их освоения. Одним из таких подвижников, чье духовное становление прошло в лавре преподобного Сергия, стал преподобный Варнава Гефсиманский, знаменитый на всю Россию рубежа XIX–XX веков старец. Во второй половине XIX века он основал в глухом болотистом месте, заросшем дремучими муромскими лесами, у рабочего села Выкса, Иверский женский монастырь, который через три десятилетия прославился своим благолепием по всей Руси, привлекая толпы паломников.

«Иверский монастырь, основанный старцем Варнавой Гефсиманским, явился не только крупным духовным очагом, в котором в период его расцвета подвизалось до 900 сестер, - говорит сегодня епископ Выксунский и Павловский Варнава. – Он сыграл роль и мощного миссионерского центра для жителей края, который издавна считался старообрядческим. И для нас сегодня, когда обитель отмечает 150 лет своего основания, очень важно, что корни ее духовной традиции уходят вглубь веков, ко времени преподобного Сергия Радонежского. Вспоминая об этом, мы мысленным взором охватываем не только столетие, в котором жил преподобный и его ученики, но и более близкие к нам времена, когда в основанной им лавре подвизались знаменитые старцы, явившиеся продолжателями его дела. Кроме того, Иверская Выксунская обитель оказалась связана и с великим подвижником ХХ века преподобным Серафимом Вырицким, который, будучи еще мирским, очень состоятельным человеком, жертвовал на ее содержание значительные средства».

Благословенное место

Еще два столетия назад на границе между Нижегородской и Владимирской губерниями, в том месте, где впоследствии был основан Иверский монастырь, рос дремучий лес, а на прилегающих к нему полянах с глинистой и бесплодной землей могла уродиться только репа. Никто из обитателей этого края тогда и представить не мог, что земля эта в скором времени украсится прекрасными садами и цветниками, а возведенная здесь женская обитель будет иметь всероссийскую известность.

Но в то же время народная память сохранила предание о том, что на месте основания будущей обители старожилы многократно видели в ночное время горящие свечи и слышали таинственные звуки колокольного звона. Не случайно место называлось в народе «святым». Сохранился также рассказ одной благочестивой женщины о необычном явлении, которого она была удостоена. Однажды ранним утром она отправилась на Божественную литургию в выксунский храм. Когда она проходила мимо места, где позднее была возведена Иверская обитель, перед нею вдруг предстала величественная, в черном одеянии женщина, которая кротко спросила: «Куда ты идешь?» Та ответила: «На службу в храм, в Выксу». Таинственная женщина сказала: «Зачем туда? Пойдем в монастырь». Не успев спросить, в какой монастырь нужно идти, и случайно взглянув направо, ее собеседница увидела недалеко чудную обитель и молча последовала за незнакомкой. «Мы прошли за монастырскую ограду, где таинственная незнакомка ввела меня в прекрасный храм, а оттуда повела в пещеры этого же храма, где я всему видимому очень удивлялась, - рассказывала благочестивая женщина. - Выйдя из храма, я услышала колокольный звон в Выксе, который созывал прихожан к утрене, и в это мгновение монастырь, а с ним и чудная незнакомка мгновенно от меня скрылись».

Не удивительно, что, когда на этом месте позднее появилась настоящая обитель, очевидцы преисполнялись благоговейного удивления, усматривая в ее устроении и быстром возрастании проявление Всемогущества Божия, особенного благословения и благодатной помощи свыше. «Какое отрадное впечатление испытал я, - писал один из благочестивых посетителей обители, - когда, выехав из векового соснового бора, увидел перед собою прекрасные здания богоспасаемой Иверской обители, озаренной лучами солнца!»

Преподобный старец Варнава

Своим возникновением Иверская обитель обязана иеромонаху Варнаве (Меркулову), насельнику пещер Гефсиманского скита, принадлежащего Троице-Сергиевой лавре. В начале ХХ века имя этого старца было известно всей России, от центральных губерний до самых отдаленных ее уголков. Этот пастырь, монах строгой аскетической жизни, принимал народ без различия чинов и званий, и каждого приходящего приветствовал ласковым словом: «сынок» или «деточка». После большевистской революции и начала гонений на православие в России многим стало ясно, что преподобный Варнава был поставлен на служение Церкви перед ожидавшими ее испытаниями, как и другие преподобные отцы, в частности монахи Оптиной пустыни. Кроме того, позднее обнаружился великий промысел Божий в том, что преподобные Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Варнава Гефсиманский и другие основывали в разных уголках России именно женские монастыри. Ведь в эпоху гонений, когда православные епископы, священнослужители и монахи жестоко истреблялись, именно женщины, монахини и послушницы, сохранили для будущих поколений духовное преемство и церковный опыт.

Будущий старец Варнава (в миру Василий) родился в 1831 году в селе Прудищи Тульской губернии в семье благочестивых и богобоязненных крепостных крестьян. Мальчик уже с детства начал обнаруживать склонность к духовной жизни: любил бывать в храме на богослужениях, старался заучивать на память церковные молитвы, а позднее с особенным прилежанием стал заниматься чтением Священного Писания. В 1857 году юноша стал послушником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры и лишь через 10 лет принял здесь монашеский постриг. Миновали долгие годы напряженного духовного труда, прежде чем из него вышел мудрый народный наставник, известный всей России как Гефсиманский старец Варнава. В 1905 году среди прочих к нему приходил на исповедь сам царь Николай II.

Однажды к старцу Варнаве приехали супруги Кокины из Выксы, чтобы упросить его помочь в организации обители в родном краю. Он, желая убедиться, что задуманное дело угодно Господу, отправил Кокиных к митрополиту Московскому Филарету, который благословил это начинание, при этом определил старцу Варнаве «руководить ею всегда».

01 (1).JPG

Основание богадельни

В конце 1863 года старец Варнава приехал в Выксу и выбрал для строительства будущей обители место в лесу, на расстоянии одной версты от села. Но вначале, для пробы сил, он решил построить богадельню и горячо помолился Богу о помощи этому начинанию. И постепенно добрые люди из его многочисленных знакомых начали оказывать ему посильную помощь. А однажды он получил свыше добрый знак того, что устроение обители было угодно и Пресвятой Богородице.

В ноябре 1863 года рядом с Выксой проходил крестный ход с чудотворной Владимирской-Оранской иконой Божией Матери, которая очень почиталась в этих краях. Отец Варнава очень просил попечителей будущей обители, чтобы икону принесли и на место ее строительства, но его желание оказалось исполнено без усилий попечителей. Иеромонах Иов, сопровождавший чудотворную икону, накануне посещения Выксы увидел необычный сон, в котором крестный ход с Оранской иконой поднялся на какую-то гору, где ходоки начали петь молебен Божией Матери. Сам он читал молитву на основание храма, а весь народ дружно запел тропарь Владимирской иконе Божий Матери, но с некоторой неточностью: «Днесь светло красуется святая обитель Иверская…». Отец Иов удивился этому и поправил окружающих, но чей-то неизвестный голос ответил ему: «Так следует!» При этом он увидел во сне, как монахини «стали быстро класть кирпичи в здание, и вырос мгновенно большой пятиглавый собор, около которого на деревьях пели миллионы чудных по красоте райских птиц» – так он рассказывал об этом впоследствии. Проснувшись на следующий день, он с крестным ходом поднялся на холм, где шло строительство новой обители, и совершил там молебен.

И когда уже была построена богадельня, старец Варнава оставил все сомнения в правильности выбранного места, о чем рассказывал так: «Вышел я однажды, в одно из первых моих посещений богадельни, поздно вечером на крыльцо. Было совершенно темно, а небо, покрытое тучами, казалось мрачным. И каким убогим, заброшенным показался мне тогда богадельный дом в лесной глуши! В глубокой скорби о беспомощных отшельницах-сестрах невольно поднял я глаза к небу, мысленно возлагая все упование на милосердие Отца всех сирот и вдовиц. Вдруг над самым зданием богадельни небесный свод, дотоле совсем темный, прорезала яркая и обширная светлая полоса, тихо переливавшаяся радужными цветами. Явление это длилось почти четверть часа. Понял я тут, что благоволит Господь освятить и прославить место сие. Как яркий свет среди полного мрака, должна воссиять святая обитель на месте сем, как светильник для окрестного люда».

Цветущая обитель

Постепенно в богадельню по благословению отца Варнавы стали приходить девушки, изъявившие желание поступить в монастырь. Двум первым из них, пешком пришедшим в выксунские края, старец сказал: «Благословляю вам проложить дорогу для подобных вам, потрудитесь ради Царицы Небесной». Через два месяца к ним пришли еще три девицы, одну из которых, Неонилу Честнову, старец благословил быть начальницей богадельни. Год от года Иверская община разрасталась и по указу Святейшего Синода в 1887 году была возведена в степень третьеклассного монастыря.

На средства благотворителей здесь было построено 24 жилых здания и пять храмов. Обитель полностью обеспечивала себя всем необходимым, принимала огромное число паломников, а кроме того, имела различные мастерские – иконописную, две золотошвейные и ризошвейные. В одной из башен монастырской ограды находилась паровая машина с резервуаром, откуда вода шла по трубам во все жилые здания и хозяйственные помещения обители. А со временем одна благочестивая женщина пожертвовала обители капитал, необходимый для устроения артезианского колодца. Примечательно, что вода в этом колодце пошла в день празднования 250-летия со времени перенесения Иверской иконы Богоматери с Афона в Москву.

Но самой главной достопримечательностью обители, как и всего Выксунского края, был огромный пятиглавый Троицкий собор, за свою крепость прозванный в народе Воином православия. Долгие годы он являлся центром противостояния расколу, пустившему в этих местах губительные корни, возвращая к истинной вере заблудших. Но после Октябрьской революции все изменилось – Иверский монастырь не избежал участи других российских монастырей. Церковное имущество, иконы и утварь были национализированы. Монастырские строения и некоторые храмы использовались советскими организациями или были отданы под жилье. Но более всех пострадал величественный Троицкий собор. В 1927 году большевики подвезли к нему на телегах две тонны взрывчатки, выдолбили шурфы вдоль фундамента, подложили заряд и взорвали. Рухнули купола, обвалилась кровля, остались только стены. Была также разрушена и колокольня. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель во время взрыва, были заживо погребены в пещерных кельях. В течение десятилетий только развалины собора и колокольни, а также бытующее в народе название района «Монастырь» свидетельствовали о славном прошлом этого святого места.

IMG_4743.JPG26.jpg

Возрождение святыни 26 октября 1991 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, в бывшем монастыре была зарегистрирована религиозная община. Ее настоятелем стал священник Александр Куликов, под руководством которого начались работы по воссозданию первого действующего храма. Тогда же, в начале 90-х, начались реставрационные работы и в домике преподобного старца Варнавы, а также расчистка от мусора и камня взорванного Троицкого собора.

Радостным событием стало возвращение в монастырь Иверской иконы Божией Матери, написанной сестрами дореволюционной общины. Реставрацию святыни, которая находилась в плачевном состоянии, выполнили сестры Дивеевского монастыря. 25 октября 1996 года тогдашний митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай направил в Выксу из Серафимо-Дивеевской обители насельниц для начала монашеской жизни.

Самой объемной по масштабам и затратам явилась работа по восстановлению притвора Троицкого собора, которую решено было начать в 2000 году. Под этим решением подписались тридцать руководителей промышленных предприятий Выксы. На средства благотворителей были изготовлены престол, жертвенник, иконостас, куплено внутреннее убранство для обновленной части некогда величественного пятиглавого храма. В 2003 году в его притворе был освящен престол в честь основателя обители – преподобного Варнавы Гефсиманского, Радонежского чудотворца. Сюда были перенесены и главные святыни монастыря – чудотворная Иверская икона Божией Матери, ковчежец с частицей мощей преподобного Варнавы и его сохранившаяся епитрахиль. В 2004 году настоятельницей возрождаемой обители стала монахиня Антония (Миронова).

IMG_5211.JPG

 В 2007 году при Иверской обители был создан приют для сирот, в котором сегодня воспитываются 12 девочек в возрасте от полутора до 12 лет. Это стало важным почином, послужившим примером для других женских обителей. Также монастырь окормляет и оказывает помощь детским домам и интернатам, ведет обширную социальную деятельность. Еженедельно священнослужители обители посещают дом милосердия, где служат молебны, причащают престарелых и больных. Кроме того, сестры считают своим долгом оказывать благотворительную помощь осужденным, пересылая им продукты, духовную литературу, иконы и необходимые предметы быта.

«К сегодняшнему дню мы восстановили всего лишь маленькую частичку процветавшей некогда обители, основанной 150 лет назад, – говорит епископ Выксунский Варнава. – Из бывших 50 монастырских зданий нам передали около 16. Из них некоторые отремонтированы, некоторые – в процессе реставрации. Конечно, самый большой – Троицкий храм, взорванный когда-то большевиками. На его месте сегодня стоят четыре огромные стены и небольшой притвор, перестроенный в храм. Мы его потихоньку восстанавливаем, но его размеры столь велики, что иногда начинает казаться, будто это никогда не закончится. В связи с этими восстановительными работами испытываешь постоянную головную и сердечную тугу. Но место здесь намоленное, хорошее, духовное, и основатель обители преподобный Варнава нам помогает. Каждый день мы возносим к нему свои молитвы, и чувствуем его поддержку. Чувствуем, что без помощи Божией и покровительства Божией Матери ничего не смогли бы сделать. Так и спасаемся изо дня в день».

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь: